ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

по результатам экспертно-аналитического мероприятия

«Анализ исполнения на территории города Твери

Закона Тверской области от 07.12.2011 № 75-ЗО в 2018 году»

Контрольно-счетная палата города Твери (далее - КСП) в соответствии со ст. 12 Положения о КСП, утвержденного решением Тверской городской Думы от 06.12.2006 № 281, п. 2.2.7 плана работы КСП на 2018 год, утвержденного председателем КСП 20.12.2017, распоряжения и.о. председателя КСП от 30.08.2018 № 29 провела экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ исполнения на территории города Твери Закона Тверской области от 07.12.2011 № 75-ЗО в 2018 году».

Цель экспертно-аналитического мероприятия:

- оценка исполнения на территории города Твери Закона Тверской области от 07.12.2011 № 75-ЗО «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области» (далее - Закон Тверской области от 07.12.2011 № 75-ЗО);

- оценка законности и обоснованности использования средств бюджета города Твери, направленных на реализацию прав граждан, имеющих трех и более детей, по предоставлению земельных участков на территории города Твери в 2018 году.

Объекты экспертно-аналитического мероприятия:

- департамент управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери (далее - Департамент управления имуществом);

- департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Твери (далее - Департамент архитектуры);

- департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери (далее - Департамент ЖКХ);

- муниципальное казенное учреждение «Управление социальной политики» (далее - МКУ «Управление социальной политики», МКУ).

В результате проведенного экспертно-аналитического мероприятия выявлено:

1. Во исполнение пп. 6 ст. 39.5 и п. 2 ст. 39.19 Земельного кодекса РФ в Тверской области принят Закон от 07.12.2011 № 75-ЗО «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области» (далее - Закон Тверской области от 07.12.2011 № 75-ЗО), которым установлены случаи и порядок бесплатного предоставления многодетным гражданам земельных участков на территории Тверской области, а также предельные (максимальные и минимальные) размеры бесплатно предоставляемых земельных участков.

Реализация Закона Тверской области от 07.12.2011 № 75-ЗО на территории города Твери обеспечивается:

- Администрацией города Твери в части принятия обязательств по приему земель, расположенных на территориях других муниципальных образований Тверской области, в муниципальную собственность города Твери для дальнейшего их бесплатного предоставления многодетным гражданам и созданию на них условий для осуществления ИЖС или ведения ЛПХ;

- Департаментом управления имуществом в части оформления и принятия земельных массивов (участков) в муниципальную собственность, оказания муниципальной услуги по предоставлению земельных участков в собственность многодетным гражданам; проведения кадастровых работ;

- Департаментом архитектуры и Департаментом ЖКХ в части инфраструктурного оснащения земельных участков, предоставленных указанной категории граждан;

- МКУ «Управление социальной политики» в части предоставления муниципальной услуги по постановке на учет указанной категории граждан.

2. На территории муниципального образования город Тверь земельные участки в целях реализации Закона Тверской области от 07.12.2011 № 75-ЗО многодетным гражданам не предоставлялись.

Для обеспечения равных возможностей всех многодетных граждан города Твери, вставших на учет, Администрация города Твери в установленном порядке получила в муниципальную собственность города Твери 14 земельных массивов, расположенных на территориях других муниципальных образований Тверской области, общая площадь которых на 25.11.2018 составила 4 361,0 га, в том числе:

• с/п Бурашевское Калининский район Тверская область - 2 023,8 га (или 46,4 % от общей площади всех предоставленных земель);

• с/п Медновское Калининский район Тверская область - 1 046,1 га (или 24,0 % от общей площади всех предоставленных земель);

• с/п Верхневолжское Калининский район Тверская область - 714,3 га (или 16,4 % от общей площади всех предоставленных земель);

• с/п Кушалино Рамешковский район Тверская область - 388,4 га (или 8,9 % от общей площади всех предоставленных земель);

• с/п Паньково Старицкий район Тверская область - 188,4 га (или 4,3 % от общей площади всех предоставленных земель).

В состав вышеперечисленных земельных массивов, переданных Администрации города Твери для предоставления многодетным гражданам, кроме земель муниципальной собственности других муниципальных образований Тверской области, также входят земли государственной собственности Тверской области общей площадью 1 618,0 га, в том числе:

• 1 141,8 га (ориентир: с. Бурашево);

• 476,2 га (ориентир: д. Каменка).

Всего для предоставления многодетным гражданам города Твери по состоянию на 25.11.2018 сформировано 1 842 земельных участка, из них передано многодетным гражданам - 1 234 участка. Соответственно, на указанную дату количество оставшихся свободных земельных участков составляет 608 ед., при этом состоит на учете (очереди) для предоставления земельных участков - 1 017 многодетных граждан.

3. За период действия Закона Тверской области от 07.12.2011 № 75-ЗО (с 19.12.2011 по 25.11.2018) общий объем бюджетных средств, фактически израсходованных муниципальным образованием город Тверь для проведения на территориях полученных земельных массивов инженерных изысканий, разработки проектов планировки и межевания их территории, кадастровых работ по формированию на них муниципальных земельных участков для граждан и постановку их на кадастровый учет, а также выполнения строительно-монтажных работ по созданию объектов инфраструктуры и осуществления строительного контроля за их выполнением, составил 21 677,3 тыс. руб., в том числе за 2018 год (по 25.11.2018) - 8 755,5 тыс. руб., которые использованы бюджетополучателями по целевому назначению:

• 8 528,0 тыс. руб. - на выполнение строительно-монтажных работ по созданию объектов инфраструктуры и осуществление строительного контроля за их ведением в д. Езвино;

• 227,5 тыс. руб. - на выполнение землеустроительных работ на земельных массивах и регистрацию земельных участков в собственность.

При проверке исполнения муниципальных контрактов, связанных с выполнением вышеуказанных работ, выявлены нарушения их требований в части превышения подрядчиками установленного срока выполнения работ.

4. При анализе исполнения требований Закона Тверской области от 07.12.2011 № 75-ЗО в части предоставления многодетным гражданам города Твери земельных участков установлены следующие нарушения:

4.1. В нарушение требований ч. 3. ст. 4 Закона Тверской области от 07.12.2011 № 75-ЗО Администрацией города Твери, как органом местного самоуправления, не установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры бесплатно предоставляемых земельных участков многодетным гражданам города Твери.

В отсутствие нормативного акта, определяющего конкретные размеры максимальной и минимальной площади земельных участков, предоставляемых многодетным гражданам города Твери, установлены отдельные случаи предоставления земельных участков (общей балансовой (кадастровой) стоимостью 1 076,1 тыс. руб.) многодетным гражданам для ИЖС на земельном массиве (ориентир: д. Езвино) площадью более 0,15 га (1 500 кв.м) каждый (1544 кв.м, 1537 кв.м).

4.2. В нарушение требований СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы» многодетным гражданам города Твери предоставлены земельные участки (ориентир: д. Броды) под ИЖС, входящие в зону минимального расстояния (300 м) от газопровода Торжок - Тула, в пределах которой запрещается строительство жилых домов.

В этой связи по результатам судебных разбирательств по состоянию на 25.11.2018 в казну города Твери возвращено 15 земельных участков, которые отражены в бухгалтерском учете Департамента управления имуществом по счету 108 00 «Нефинансовые активы имущества казны» общей балансовой (кадастровой) стоимостью 2 187,7 тыс. руб.

В результате отсутствие контроля со стороны Администрации города Твери за состоянием принимаемых в муниципальную собственность земель для многодетных граждан приведет к неэффективному использованию бюджетных средств в части повторного межевания предоставленных земель, и, соответственно, нарушению требований ст. 34 Бюджетного кодекса РФ об эффективности использования бюджетных средств.

4.3. В нарушение требований п. 2 ч. 2 ст. 5, ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ для предоставления многодетным гражданам города Твери сформированы земельные участки под ИЖС (ориентир: с. Петровское), на территории которых расположен водный объект (протекает ручей).

Соответственно, данные участки не предоставлялись многодетным гражданам города Твери в связи с необходимостью повторной планировки уже сформированных участков для исключения территории, имеющей ограничение в использовании.

В результате отсутствие контроля со стороны Администрации города Твери за состоянием принимаемых в муниципальную собственность земель для многодетных граждан приведет к неэффективному использованию бюджетных средств в сумме 50,0 тыс. руб., направленных на повторное межевание предоставленных земель, и, соответственно, нарушению требований ст. 34 Бюджетного кодекса РФ об эффективности использования бюджетных средств.

4.4. В нарушение требований ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 4 Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, Департаментом управления имуществом допущено искажение учетных данных по счету 108 00 «Нефинансовые активы имущества казны» в связи с несвоевременным отражением в бухгалтерском учете 8-ми земельных участков (ориентир: д. Броды), балансовой (кадастровой) стоимостью 1 166,8 тыс. руб., возвращенных в казну города Твери по состоянию на 01.01.2018 по результатам судебных разбирательств, что, в свою очередь, приводит к искажению данных бухгалтерской отчетности.

4.5. В нарушение требований ч. 4 ст. 3 Закона Тверской области от 07.12.2011 № 75-ЗО и п. 2.5 Административного регламента № 672 Администрацией города Твери не соблюден 10-ти дневный срок издания постановлений о постановке заявителей (многодетных граждан города Твери) на учет с момента регистрации поданного заявления.

4.6. В нарушение требований ч. 4 ст. 3 Закона Тверской области от 07.12.2011 № 75-ЗО, п. 2.6 Административного регламента № 672 МКУ «Управление социальной политики» не соблюден 3-х дневный срок направления уведомления заявителям о принятом решении с момента издания соответствующего постановления.

4.7. В связи с ликвидацией управления социальной политики Администрации города Твери и передачей его полномочий по постановке на учет многодетных граждан города Твери для получения в собственность земельных участков в МКУ «Управление социальной политики» в Административный регламент № 672 не внесены соответствующие изменения.

4.8. В нарушение требований п. 2.7 Административного регламента № 672 и п. 2.4 Порядка учета граждан, имеющих трех и более детей, № 22, МКУ «Управление социальной политики» не соблюдало установленный срок передачи заявлений данных граждан в Департамент управления имуществом для последующего решения вопроса о фактическом предоставлении земельных участков (7 дней).

4.9. В нарушение требований ч. 9 ст. 3 Закона Тверской области от 07.12.2011 № 75-ЗО многодетным гражданам города Твери Департаментом управления имуществом не предоставлялись сформированные земельные участки в общем количестве 144 ед. (ориентир: с. Пушкино и д. Кашино) в 10-ти дневный срок после их формирования.

4.10. В нарушение требований ч. 12 ст. 3 Закона Тверской области от 07.12.2011 № 75-ЗО Департаментом управления имуществом в отдельных случаях превышен первичный срок предоставления многодетным гражданам земельных участков - не позднее чем через 12 месяцев со дня принятия решения о постановке гражданина на учет.

4.11. В нарушение требований ч. 11 ст. 3 Закона Тверской области от 07.12.2011 № 75-ЗО Департаментом управления имуществом в отдельных случаях при повторном предложении участков многодетным гражданам превышен срок - 18 месяцев со дня отказа многодетного гражданина от предложенных ему ранее земельных участков.

4.12. В нарушение требований ч. 11 ст. 3 Закона Тверской области от 07.12.2011 № 75-ЗО Департаментом управления имуществом в отдельных случаях предоставлены земельные участки без направления повторных предложений многодетным гражданам города Твери, которые ранее не предоставили в Департамент управления имуществом своего письменного согласия на приобретение земельного участка, предложенного им в 2017 году (либо письменного отказа от приобретения);

4.13. В нарушение требования п. 2 ч. 7 ст. 3 Закона Тверской области от 07.12.2011 № 75-ЗО Департаментом управления имуществом предоставлен бесплатно многодетному гражданину земельный участок балансовой (кадастровой) стоимостью 772,9 тыс. руб. при наступлении условий для снятия его с учета (очереди).

4.14. В нарушение ч. 11, ч. 12 ст. 3 Закона Тверской области от 07.12.2011 № 75-ЗО Департамент управления имущества не уведомил многодетного гражданина города Твери (№ очереди 331) в установленные законом сроки в связи направлением письменных уведомлений по адресу, не соответствующему фактическому месту проживания данного гражданина.

Кроме того, форма уведомления (письменно или по телефону) многодетных граждан города Твери о бесплатном предоставлении им земельного участка не предусмотрена Административным регламентом № 9, что может привести к возникновению коррупционной составляющей при предоставлении земель.

5. По результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия установлено, что земельные участки, предоставленные Администрацией города Твери многодетным гражданам города Твери в период действия Закона Тверской области от 07.12.2011 № 75-ЗО (с 19.12.2011 по 25.11.2018), в своем большинстве не обладают необходимой для этого инфраструктурой (отсутствуют электро-, газо-, водоснабжения и другие коммуникации, а также социальные объекты). Вследствие чего многодетные граждане, получившие данные участки для ИЖС или ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), сталкиваются с реальными проблемами по их целевому использованию.

Объекты инфраструктуры, необходимые для фактического использования полученных земель по их назначению многодетными гражданами, присутствуют только на землях в д. Езвино (с/п Бурашевское, Калининский р-он, Тверская область), площадь которых составляет только 6,4 % от общей площади земельных участков, сформированных для предоставления указанным гражданам, или 7,1 % от общего количества сформированных земельных участков.

Кроме того, существенное влияние на низкий процент освоения земельных участков многодетными гражданами оказывает их отдаленность от города Твери (так, д. Броды - 62 км от центра города Твери, д. Князево - 49 км).

Таким образом, отсутствие инфраструктуры в достаточном объеме на земельных участках, подлежащих предоставлению многодетным гражданам города Твери, а также их территориальная отдаленность от города Твери приводит к невозможности фактической реализации права граждан данной категории на государственную социальную поддержку, гарантированную Конституцией РФ.

Результаты экспертно-аналитического мероприятия направлены:

- в Тверскую городскую Думу;

- Главе города Твери;

- в департамент управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери;

- в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Твери;

- в департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери;

- в МКУ «Управление социальной политики»;

- в прокуратуру Центрального района г. Твери.

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия утвержден коллегией Контрольно-счетной палаты города Твери (протокол от 21.12.2018 № 13), рассмотрен на заседании Тверской городской Думы, решение от 26.02.2019 № 19.